По его словам, на выполнение требований «антитеррористических» поправок, потребуются не триллионы, а десятки миллиардов рублей, что не должно привести к значительному росту цен на услуги связи.
Минкомсвязи Николай Никифоров заявил, что на реализацию так называемого «пакета Яровой» в части хранения данных каждый оператор связи потратит не триллионы, не сотни, а только десятки миллиардов рублей:
«Мы сняли все непонимания у операторов, которые говорили, что нужны какие-то триллионы рублей. Триллионы рублей не нужны, даже сотни миллиардов не нужны, речь идет о нескольких десятках миллиардах рублей для каждого крупного оператора. Это вполне посильные деньги, мы не прогнозируем какое-то серьезное увеличение цен».
.
«Нам удалось сделать так, проработать с операторами и ФСБ, чтобы требования по антитеррористическому пакету законов не приводили к драматическому росту цен, драматического роста цен точно не будет», — уточнил он.
Никифоров также зачем-то упомянул, что мобильная связь в России — вторая по дешевизне в мире за счет высокой конкуренции. «Дешевле, чем у нас, только в Гонконге», — сказал он.
За счёт чего произойдёт такое сокращение расходов, министр, к сожалению, не уточнил. Напомним, согласно оценке независимых экспертов, операторам придётся вложить десять, а то и более триллионов рублей в реализацию требований «пакета Яровой» по части хранения звонков, сообщений и другого пользовательского трафика. ФСБ озвучивала цифру в 4,5 трлн рублей, плюс к этому сама Минкомсвязь оценила расходы на создание сопутствующей инфраструктуры и организацию каналов связи в 1,5 трлн рублей.
Министр также отметил, что, несмотря на гигантский прогнозируемый объем подлежащих хранению данных, реализация закона на практике не сделает рентабельным, например, производство в РФ жестких дисков. В то же время, сказал он, программное обеспечение, возможно, центральные процессоры, а также финальная сборка серверов будут происходить в России.
Исполнительный директор Общества защиты интернета (ОЗИ) и создатель «ЗаТелеком» Михаил Климарёв ставит под сомнение сказанное министром связи — вряд ли, по его словам, Никифоров представляет, за счёт чего будут сокращены расходы операторов:
«…он не знает, что конкретно должны сделать операторы, ибо, цитирую: «в настоящее правительство обсуждает отсрочку ввода «закона Яровой» на несколько месяцев».
Объясняю, что такое вот эта вот «отсрочка»:
1. Для того, чтобы создать любую информационную систему (тем более — на «десятки миллиардов»), нужно разработать задание на разработку. Это должны были сделать ФСБ. Причем, еще в прошлом, если не позапрошлом году. Но как раз вот этого документа, который описывает принцип «записи трафика сроком на один месяц» никто в глаза не видел. Есть очень обрывочный и, прямо скажем — сырой, документ относительно телефонии. По этому, худо-бедно «запись голоса» еще можно что-то спроектировать.
2. После того, как будут обозначены главные «входные параметры» информационной системы, к работе приступают разработчики. Они должны сделать продукт, который должен работать. Иначе — кто ж его купит-то?
3. После, производитель должен сертифицировать свой продукт.
4. Операторы должны сделать опытные внедрения. Потому что даже законченый кретин из «госкомпании» не поставит в эксплуатацию на всю сеть хоть какое оборудование, способное привести к перерыву сервиса. А это оборудование — способно.
5. И только после вот этих вот всех шагов, операторы уже могут масштабировать решение на всю сеть и внедрять «системы стоимостью десятки миллиардов рублей». Тут тонкость в том, что посмотрите на глобус России. И прикиньте, сколько времени нужно, чтою растиражировать решение на, например, 83 филиала Ростелекома».
.
Если же начать подсчитывать реальные сроки, утверждает Климарёв, то вырисовывается такая картина: «Постановки задачи — нет. И даже если завтра ФСБ сделает это, то процесс должен пройти согласования, хотя б вот на регулейшине. Это плюс три месяца. И только в июне появится боле-менее документ».
«Процесс разработки «системы на десятки миллиардов рублей». Год. Минимум. Или я буду смеяться», — отмечает он. Сюда также стоит прибавить опытную эксплуатацию, сертификацию, и «даже если Бортников лично придет к каждому оператору в офис и прикрутит динамо-машинку к большому пальцу ноги каждому инженеру-проектировщику, то все равно добавим год». «Масштабирование еще год, — заявляет эксперт. — А то и два. Итого, «яровая» у каждого оператора появится не ранее, чем к 2021 году. Реально — к 2024-ому. А тот, кто будет торопиться с внедрением — просто попадает на бабло, потому что к этому сроку вообще хрен знает что произойдет. Точнее — я знаю. С вероятостью 95% опытные внедрения будут нерабочими от слова совсем».
Норма о хранении пользовательского трафика должна вступить в силу с 1 июля 2018 года. Однако в настоящее Правительство обсуждает отсрочку ввода «закона Яровой» на несколько месяцев.
Как сообщалось, Минкомсвязь рассчитывает, что постановление правительства РФ, учитывающее предложения ведомства по срокам вступления в силу «закона Яровой», будет подписано в 1-м квартале 2018 года.
Читайте также:.
ФСБ и Минкомсвязь предлагают начать хранить трафик по «пакету Яровой» один месяц
?
Правительство РФ обязало организаторов распространения информации год хранить данные для ФСБ
?
Чемодан Яровой без ручки
?
РСПП: текущий вариант «пакета Яровой» поднимет цены на связь на 90%
?
Вступление в силу «пакета Яровой» по части хранения трафика могут отложить на осень
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.