Зюзинский районный суд города Москвы признал виновным Алишера Моргенштерна в нарушении ч.1.1 статьи 6.13 КоАП (пропаганда наркотических средств) и оштрафовал его на 100 тысяч рублей. Вину рэпер не признал.
Поводом для административного дела стали клипы «Розовое Вино-2» и «Фэмили». Пожаловался на Моргенштерна бывший депутат Дмитрий Носов. Сам политик заявил, что не писал заявление в полицию с просьбой проверить песни Моргенштерна на предмет пропаганды наркотиков и порнографии. Административное дело было возбуждено на основании обращения, которое он адресовал Президенту Владимиру Путину. По словам Носова, в этом его поддержали тысячи людей.
Кроме этого на музыканта в Генпрокуратуру нажаловалась Лига безопасного интернета (ЛБИ), которая полагает, что Моргенштерн «последовательно занимается пропагандой наркотиков в детской среде».
«На самом деле, то, что сейчас происходит, это немножко глупо, — поделился своими мыслями перед началом суда Моргенштерн. — Если люди, которые действительно хотят запретить якобы моё «плохое творчество», то они совершенно неправильно это делают. Как мы знаем с детства, всё запрещённое наоборот становится только популярнее. Уважаемое государство, если вы хотите действительно побороться с Моргенштерном, игнорируйте его! И не освещайте! Перестаньте крутить его на всех каналах, перестаньте о нём везде говорить. Вы делаете только хуже... себе. Мне — лучше».
Ранее экспертиза, проведенная в рамках административного дела, возбуждённого в отношении рэпера управлением по контролю за оборотом наркотиков Главного управления МВД РФ по Москве, подтвердила наличие в двух клипах исполнителя — «Розовое вино – 2» и Family — пропаганды наркотических средств. А вот эксперт кафедры русского языка МГУ не увидела пропаганды наркотиков в двух клипах Моргенштерна. Речь идёт о независимом исследовании доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Марии Шульги, проведённом по просьбе защиты музыканта.
UPD. В конце июня суд опубликовал постановление по делу. В нём говорится, что треки побуждают аудиторию к применению наркотиков за счёт «использования приёмов эмоциональной и рациональной аргументаци» в виде «создания образа кумира-наркомана как социально успешного человека».
Судья постановил, что в клипах песен «Розовое Вино 2» и Family содержатся слова, обозначающие наркотики, описание способов их изготовления и употребления, к которому при этом выражено положительное отношение, а также признаки психологического воздействия аудиторию. Последняя осуществляется следующими «приёмами эмоциональной и рациональной аргументации»:
- представления героев как обладающих высоким статусом, силой и властью;
- апелляции к поддержке значимости окружения;
- романтизации образов кумиров-наркоманов как «плохих парней»;
- приёма «трансфера» с целью формирования у адресата положительного отношения к наркотикам и их употреблению.
- обобщения, создания образа кумира-наркомана как социально успешного человека, приема «трансфера».
Экспертиза, на которую опирался суд, отмечает, что «убедительность аргументов в значительной степени зависит в том числе от имиджа и статуса убеждающего (то есть исполнителя)». Своё эспертное заключение дали Московский научно-практический центр наркологии, Экспертно-криминалистический центр ГУ МВД России по г. Москве и Государственное бюджетное учреждение г.Москвы «Московский Исследовательский Центр».
Лингвистическое исследование, представленное защитой, суд отверг, поскольку «в материалах дела отсутствуют подписки экспертов о предупреждении об административной ответственности», а его выводы «опровергаются экспертными исследованиями, проведенными в рамках настоящего дела в соответствии с требованиями ст. 26.4 КоАП».
11 июня защита обжаловала решение суда. 23 июня дело направили в апелляционную инстанцию.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.