Госдума приняла во втором чтении законопроект, который изначально был направлен на запрет распространения в интернете информации с призывами участвовать в финансировании украинской армии.
Документ №197914-8 «О внесении изменения в статью 15-3 Федерального закона „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“» был внесён в Госдуму в сентябре прошлого года группой депутатов во главе с председателем комиссии Госдумы по «расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России» Василием Пискарёвым.
В первом чтении законопроект был принят в июне текущего года.
Ко второму чтению он оброс такими количеством поправок, что это изменило его до неузнаваемости.
В чём там суть и какие возникли подводные камни, мы разбирались с юристами «Роскомсвободы».
Из условно положительных моментов — это приведение в порядок почти нечитаемого абзаца федерального закона 149-ФЗ о том, какие материалы Генеральная прокуратура может блокировать внесудебно.
«Наконец-то пронумеровали пункты. Раньше это читать было невозможно без карандаша», – говорит один из наших юридических экспертов.
Новыми поправками абзац разбивается на 11 пунктов, в числе которых будут и старые, и новые нормы, регламентирующие полномочия Генеральной прокуратуры по части внесудебных блокировок.
А вот поправок, которые вызывают серьёзные опасения, больше.
В списке новых блокировочных полномочий Генпрокуратуры появился не только пункт о запрете «...предложения о финансировании противника в условиях вооруженного конфликта, военных действий, контртеррористической операции или иных действий с применением вооружения и военной техники, участие в которых принимает Российская Федерация, а также сведения о возможных способах осуществления такого финансирования». Но также надзорное ведомство будет блокировать «информацию об осуществлении сбора пожертвований в связи с совершением централизованными религиозными организациями и религиозными организациями, входящими в их структуру, религиозных обрядов и церемоний», если эти пожертвования нарушают одну из норм федерального закона №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в свою очередь, тоже предлагаемую новыми поправками:
«Централизованные религиозные организации и религиозные организации, входящие в их структуру, а также уполномоченные ими физические лица и (или) юридические лица, созданные такими религиозными организациями, имеют исключительное право осуществлять сбор пожертвований в связи с совершением централизованными религиозными организациями и религиозными организациями, входящими в их структуру, религиозных обрядов и церемоний».
В первоначальном варианте законопроект не касался закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». По предположению одного из юристов «Роскомсвободы», теперь пожертвования в интернете смогут собирать только определённые лица.
Самый же спорный пункт касается нового вида блокировок:
«...сведения, позволяющие получить доступ к указанным в [вышеперечисленных] пунктах настоящей части информации или материалам».
То есть Генпрокуратура получит право блокировать сведения о том, как обойти её же блокировки.
«Данный пункт сформулирован очень широко. С высокой долей вероятности это в коснётся том числе и VPN», – считает наш юридический эксперт.
Один из соавторов внесённых ко второму чтению поправок, член ИТ-комитета Госдумы Антон Горелкин, не считает, что новые нормы повлекут за собой «тотальную блокировку целых соцсетей, платформ или мессенджеров»:
«Эта формулировка уже присутствует в действующей редакции закона и необходима, чтобы блокировать ссылки на экстремистские материалы. Для целей «блокирования платформ» это положение никогда не использовалось (и, уверен, не будет).
Нововведения ограничиваются двумя другими пунктами определения противоправной информации: принятой в первом чтении формулировкой об оказании материальной помощи врагу и новеллой о религиозном фишинге. Рассмотрим их сегодня на заседании Госдумы».
Он и выступал с докладом перед голосованием за законопроект во втором чтении.
Горелкин сказал, что ИТ-комитет предложил принять законопроект во втором чтении. По его словам, парламентариями были учтены все замечания, «в том числе — религиозных организаций».
Законопроект в новом виде был принят большинством голосов. Окончательное принятие в третьем чтении назначено на 18 октября 2023 года.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.