Международная правозащитная группа «Агора» выпустила доклад по результату мониторинга и анализа нарушений интернет-свобод и прав пользователей Сети на протяжении 2015 года. Авторы доклада — основатель «Агоры» Павел Чиков и аналитик группы Дамир Гайнутдинов
Как сказано в докладе, он состоит из двух основных разделов, первый из которых посвящен авторской оценке состояния свободы интернета, а второй – описанию результатов мониторинга с приведением наиболее показательных примеров.
Отмечается, что авторы доклада исходят из того, что беспрепятственный доступ к свободному от цензуры интернету является фундаментальным правом человека, а на государстве лежит обязанность гарантировать каждому возможность свободно распространять и получать любую информацию и идеи через Сеть. Авторы признают, что свобода информации не является абсолютной и, согласно Конституции России и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, может быть ограничена при условии, что такое ограничение соответствует «тройному тесту» — предусмотрено понятно сформулированным законом, преследует правомерную цель и необходимо в демократическом обществе.
Одним из результатов исследования стало формирование карты субъектов РФ по степени ограничения свободы интернета за прошлый год
(клик по карте открывает изображение
в большом разрешении
)
Издание Meduza провело анализ доклада и выявило 11 ключевых тезисов в нем:
Количество предложений по регулированию интернета резко снизилось. В 2015 году российские власти выступили с 48 инициативами — это почти в два раза меньше, чем в 2014-м. Власти сосредоточились на исполнении ранее принятых норм (то есть на блокировках); законотворчество было посвящено уточнению методов блокировок и расширению полномочий и сфер, на которые будут распространяться законы.
Количество актов цензуры выросло в девять раз. В 2015 году правозащитники насчитали более девяти тысяч случаев, прежде их количество колебалось в районе тысячи в год. Резкое увеличение актов цензуры произошло, поскольку регионы и ведомства вступили в «гонку отчетов по блокировкам». Например, прокуратура Татарстана начала использовать автоматизированную систему мониторинга контента, с помощью которой она отправила Роскомнадзору 3856 единиц запрещенных материалов.
Количество бьет по качеству. Роскомнадзор отчитывается о тысячах судебных решений о запрете информации, но никто не задумывается об их качестве: суды «автоматически штампуют решения о признании информации запрещенной».
С биткоинами все еще не разобрались. Властям хочется поставить криптовалюты под контроль, но пока они не могут выбрать между двумя подходами — запретить даже их упоминание или просто начать их контролировать.
Власти начинают осознавать неэффективность блокировок. Как утверждают авторы доклада, причина этого — зарубежные соцсети, которые отказываются сотрудничать с властями и выполнять их запросы. Государство не решилось на блокировку непослушных площадок, даже несмотря на наличие формальных оснований (анонсов акций в поддержку братьев Навальных).
Власти начали активнее преследовать простых пользователей за слова. Против пользователей активно применяют антиэкстремистские статьи УК и КоАП. В частности, в 2015 году к уголовной ответственности привлекли 203 пользователя, не менее 18 человек получили реальные сроки. Часть приговоров связана с новой статьей о призывах к сепаратизму.
Число регионов, где действует активная цензура, удвоилось. Традиционно «чрезвычайно высокий уровень давления» на пользователей оказывали Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. В 2015 году к ним присоединились Мордовия (местные прокуроры боролись с пропагандой наркотиков), Ульяновская область (продажа документов, алкоголя и устройств для обмана счетчиков) и Чечня (оскорбление чувств мусульман).
Власти активно боролись с оскорблением чувств верующих. В 2015 году правозащитники зафиксировали более пяти тысяч случаев административного давления на пользователей и СМИ. Во многом претензии были связаны с публикацией карикатур на религиозную тематику (в частности, рисунков Charlie Hebdo), оскорблением чувств верующих и демонстрацией свастики.
Уровень насилия в отношении интернет-активистов и журналистов остается значительным. Нападениям и угрозам подверглись не менее 28 блогеров и журналистов — эта цифра оказалась на уровне предыдущих двух лет.
Дальше будет хуже. Из-за кризиса и бюджетной экономии нагрузка на сотрудников, принимающих решения по блокировкам, будет расти, а качество их работы — падать. Правозащитники ожидают ужесточения практики уголовного преследования интернет-пользователей. Кроме того, граждане могут столкнуться с ограничением доступа к зарубежным сервисам.
Пользователи не боятся. Они активно осваивают способы обхода блокировок и защищенные каналы связи. «Пользователи явно готовятся преодолевать цензуру и отстаивать свое право на доступ к информации», — подытоживают авторы доклада.
Полную версию доклада можно прочитать и скачать
здесь
.
А
здесь
— изучить сводную таблицу всех рассмотренных случаев.
.
Читайте также:
Карта
ограничений свободы интернета от «Ассоциации пользователей интернета» в 2014 г (предыдущий подобный доклад, подготовленный «Агорой»).
Исследование
: свобода слова, СМИ и интернета — важные демократические ценности для граждан от Pew Research Center.
Рейтинг
стран мира по качеству развития интернета и технологий связи от Международного союза электросвязи (
International Telecommunication Union, ITU
).
Отчет
«Свобода в Сети — 2015» от организации Freedom House.
_____
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.