Tor Project на днях получил письмо от Роскомнадзора, где сказано о предстоящей блокировке сайта https://www.torproject.org. На форуме один из разработчиков опубликовал данное уведомление, из которого совершенно не понятно, что именно нарушил Tor Project и какие нарушения он должен устранить:
«В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта мер по удалению запрещенной информации и (или) ограничению доступа к сайту в сети «Интернет», будет принято решение о включении в единый реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а доступ к нему будет ограничен».
Ссылок на судебные решения в тексте также не приведено, поэтому участники проекта до сих пор ломают голову, в чём суть претензий российских властей.
В сервисе проверки наличия сайта в реестре запрещённых на портале Роскомнадзора есть уведомление, которое можно назвать своего рода «рудиментом», поскольку оно — за 2017 год, причём ограничение доступа к сайту не предусмотрено:
Если посмотреть решение Саратовского суда, то это почти шаблонный для того периода времени документ, в котором прокуратура жалуется на нарушение законодательства РФ по части предоставления гражданам возможности «скачивания программы браузера-анонимайзера для последующего посещения сайтов, на которых размещены материалы, включенные в Федеральный список экстремистских материалов».
Подобная история была со страницей «Инструментарий» на сайте «Роскомсвободы», когда кубанские прокуроры через суд заблокировали её в 2015 году, но наши юристы подали жалобу в ЕСПЧ, который признал блокировку незаконной, после чего Анапский городской суд закрыл административное дело.
Но предполагаем, что ситуация с Tor не связана с решением Саратовского суда. По многим признакам, попытка заблокировать Tor сейчас предпринимается с помощью так называемых технических средств противодействия угрозам (ТСПУ), установленных у операторов связи и применяемых не ими, а Роскомнадзором, в рамках реализации закона 90-ФЗ («о суверенном Рунете»). Этого мнения придерживается большинство экспертов. Однако на каком основании Tor «проверяют на прочность», неизвестно.
«Можно ли заблокировать [Tor] для очень многих? — рассуждает в беседе с TJournal технический специалист „Роскомсвободы“ Вадим Лосев. — Да, технически это возможно. Можно ли сделать так, чтобы никто и никогда из России не получил доступ к Tor — нет, невозможно».
«Хоть блокировка Tor и стала неожиданностью, сам принцип внезапных ограничений без пресс-релизов наблюдается с момента блокировки телеграма в 2020 году, — напомнил ИТ-специалист ValdikSS, — тогда Роскомнадзор начал массово совершать надзаконные действия, самовольно и безосновательно внося различные ресурсы в список блокировки в „резиновые“ номера судебных решений, а также тестировал новые методы и технологии блокировки».
На днях зампредседателя инфокомитета Госдумы, депутат фракции «Единая Россия» Антон Горелкин одобрил возможную блокировку Tor, назвав его «абсолютным злом», поскольку якобы именно с его помощью совершается большинство противоправных действий, а «российская молодежь вовлекается в наркопотребление».
Такая позиция не может не вызывать удивления, ведь Tor, как и любой другой подобный сервис, всего лишь инструмент, который люди могут использовать как во благо, так и во вред. Если заблокировать сам сервис, то пострадают в первую очередь обычные пользователи, а правонарушители как раз станут одними из первых, кто найдёт новые способы совершения своих деяний. Вот что говорит Вадим Лосев:
«Наверное, людям, которые хотят покупать наркотики, будет тяжелее, но они довольно мотивированы и смогут разобраться. Владельцы этих сайтов будут пытаться сделать так, чтобы их пользователи к ним добрались».
«Наркоманы разобрались сначала с Tor, затем с биткоином, — соглашается с ним ValdikSS. — Настроить мост они тоже смогут, не сомневайтесь. Если совсем прижмёт, будут по-старинке, через Telegram-ботов».
Опять же, с помощью блокировок не было поймано ещё ни одного наркоторговца.
Напомним, с начала декабря текущего года российские пользователи стали жаловаться на блокировку Tor, причём сбои в работе сервиса задели все регионы и большинство провайдеров. Какой-либо информации от властей, кроме комментария депутата Горелкина, не было, а о блокировке юзеры узнали уже по факту, когда потеряли к сервису доступ.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.