Оппозиционер из Тверской области Владимир Егоров уверен, что был наказан за выражение мнения, а запрет администрировать сайты лишил его возможности вести активную политическую деятельность.
Житель Тверской области Владимир Егоров пожаловался в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) на приговор за его пост в соцсети «В контакте», посвященный Владимиру Путину. Комментируя в 2016 г. слова премьера Дмитрия Медведева о том, что мало получающие учителя должны «еще что-то заработать», Егоров как модератор сообщества «Граждане Торопца» написал пост, где, как отмечают «Ведомости», заявил: такие высказывания – часть «спецоперации гебни», чтобы все думали, что «главный кремлевский пахан не виноват в развале страны», и что на самом деле «валить» надо именно его.
В мае 2017 г. ФСБ возбудила в отношении Егорова уголовное дело по ч. 2 ст. 280 УК (призывы к экстремизму). По мнению привлеченных следователями экспертов, Егоров утверждал, что руководство России «подлежит физическому уничтожению». Один из свидетелей на суде сказал, что воспринял пост как призыв к свержению власти любым способом. В итоге суд приговорил Егорова к двум годам условно, запретив ему на три года администрировать сайты.
В #ЕСПЧ обратился житель Тверской области Владимир Егоров с жалобой на приговор за его пост во #ВКонтакте», посвященный президенту России. Работает юрист @agora_intl @snorri51 https://t.co/FFnoEbHx6o #agora
— Agora International (@agora_intl) October 1, 2018
В своей жалобе Егоров заявляет, что наказан был за выражение мнения, а а запрет администрировать сайты лишил его как оппозиционера возможности вести активную политическую деятельность. Также он подчеркнул отказ суда рассматривать все аспекты дела — например, не было исследовано широты распространения публикаций, свидетели же на суде утверждали, что им этот пост показали сотрудники ФСБ.
По мнению Егорова, ст. 280 сформулирована так, что трудно заранее определить, будет ли какое-то высказывание расценено как правонарушение. Сам он считает свое заявление эмоциональной реакцией на возмутившее многих пренебрежительное высказывание премьера и отмечает, что от его действий никто не пострадал.
Суд отметил, что состав преступления формальный, говорит представляющий Егорова в ЕСПЧ юрист Международной «Агоры» Дамир Гайнутдинов: «Это означает, что преступление считается оконченным с момента завершения действий, описанных в УК, вне зависимости от того, наступили ли общественно опасные деяния. Опубликовал пост – все, можно привлекать к ответственности». На вопросы об опасности таких публикаций суд отвечает, что состав формальный и не важно, насколько были распространены призывы и прислушался ли кто-то к ним, отмечает юрист: «Это одна из ключевых претензий к нашему антиэкстремистскому законодательству».
Руководитель информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский отмечает, что хотя у слова «валить» несколько значений, одно из которых понимается как убийство, в контексте политических дискуссий под ним всё-таки можно понимать вполне легитимные действия, не связанные со свержением правительства, и в этом видится однобокость толкования данного понятия следователями. Ну и, как обычно это происходит в делах об экстремизме, охват аудитории не изучался, добавляет эксперт, полагающий, что шансы на победу в ЕСПЧ у жалобы есть.
Читайте также:
«Заставить людей осмысленно ставить чему-то лайк!»
🔒
Эксперты скептически оценили позицию Верховного суда по экстремистским делам
🔒
Власти Пермского края ищут специалистов по выявлению экстремистских высказываний
🔒
ВС РФ разрешил судам прекращать дела о репостах при отсутствии преступного умысла
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.