Основанием для ограничения доступа к тому или иному ресурсу может стать заключение эксперта, данное в ходе оперативно-розыскной деятельности (ОРД), причём точно такие же блокировочные полномочия уже имеет Генпрокуратура.
Депутаты заксобрания Башкортостана и Госдумы РФ решили, что в нашей стране слишком мало оснований для блокировок сайтов, поэтому внесли в российский парламент законопроект №1021899-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предлагается внести поправки в статью 7 федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности (ОРД)», в часть вторую статьи 12 федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и в статью 15.1 федерального закона от 27.07.2006 №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Если законопроект будет принят, то Роскомнадзор сможет вносить сайты в реестр запрещенных на основании «решения органа, осуществляющего ОРД, принятое в соответствии с его компетенцией в отношении распространяемых посредством сети Интернет материалов, содержащих в соответствии с заключением эксперта признаки экстремистских материалов».
Депутаты полагают, что в настоящее время с момента обнаружения экстремистского сайта и до его блокировки проходит много времени, это помогает «вербовщикам продолжать безнаказанно осуществлять противоправную деятельность и вовлекать новых участников в ряды экстремистских и террористических организаций».
В Думу внесен закон, который позволит силовикам блокировать сайты во внесудебном порядкеhttps://t.co/0HtA9VK4lW
— The Insider (@the_ins_ru) September 15, 2020
Примечательно, что точно такими же полномочиями уже обладает Генеральная прокуратура РФ, которая может принимать решения о блокировках сайтов, если они распространяют экстремистский или террористический контент.
Также авторы законопроекта сетуют, что:
«после блокировки в установленном порядке информации, признанной судом экстремистской, участниками террористических и экстремистских организаций в короткий промежуток времени создаётся новый контент, и их противоправная деятельности продолжается».
То есть депутаты сами же признают бессмысленность блокировок, однако вместо того, чтоб работать над эффективностью борьбы с экстремизмом, предлагают взвинтить эту бессмысленность до непрогнозируемых пределов.
Очевидно, для российских законотворцев совсем не важен факт уже сейчас существующего наслоения одних законов на другие, а также применения одних и тех же полномочий разными ведомствами, из-за чего в законодательстве РФ возникает всё больше правовых неопределённостей, а блокировочное правоприменение становится всё более непредсказуемым и произвольным.
По этой, в частности, причине РосКомСвободе пришлось уже неоднократно обращаться в ЕСПЧ, и как раз последний кейс связан с применением в отношении одного ресурса сразу нескольких правовых норм, которые Роскомнадзор трактует слишком расширительно. И не нужно гадать на бараньей лопатке, чтоб понять — принятие нового закона о блокировке сайтов всего лишь за «признаки экстремистских материалов» в ходе ОРД внесёт ещё больше неразберихи в российское право, а также усилит цензуру.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.