Ограничение доступа к этому сервису защищённой почты произошло по уже применяемой ранее схеме: Роскомнадзор обратился в суд с требованием предоставить данные о компании, та приняла участие в процессе и согласилась, но потом в дело включилась Генпрокуратура.
Кажется, эпопея с угрозами заблокировать сервис защищённой электронной почты Mailbox близится к своему апогею — и по уровню сопровождающей её межведомственной неразберихи, и по сомнительности претензий к компании из Берлина:
Генеральная прокуратура РФ внесла домен и IP-адреса сервиса в реестр запрещённой информации — очевидно, всё из-за тех же лжеминирований.
История попыток заблокировать данный сервис уже вполне типична для нашей страны, и при беглом ознакомлении с ней возникает ощущение, что ведомства ведут непримиримую борьбу не только с информацией, которая кажется им вредной, но и друг с другом — за право ограничивать доступ к одним и тем же сервисам.
В декабре прошлого года Роскомнадзор обратился в Таганский районный суд города Москвы с административным иском к Mailbox.org о непредоставлении данных для включения в реестр организаторов распространения информации (ОРИ). В сентябре того же года стало известно о намерении надзорного ведомства совместно с ФСБ заблокировать сервис берлинской компании из-за ложных сообщений о терактах, которые рассылались в том числе с помощью данной электронной почты.
Основатель сервиса ответил, что готов предоставить данные о компании властям, но только таким образом, чтоб у них не было доступа к личной информации пользователей. В феврале уже текущего года состоялось судебное заседание, на котором были представляющие компанию российские юристы, и РКН отозвал иск, получив заверение о предоставлении данных от компании для внесения её в реестр ОРИ.
Исходя из комментариев, которые представители компании дали немецкой прессе, они вообще не поняли, что произошло и каких действий от них требуют российские власти. Регламенты взаимодействия с российскими ведомствами им были непонятны, логика такого сотрудничества — тоже. Письмо от Роскомнадзора, где российские власти грозились заблокировать сервис, застало их врасплох, поскольку пришло «во время рождественских каникул».
По словам представителей компании, они сами не знают точного количества своих пользователей в России, а власти требуют от них хранить данные россиян на территории РФ. Пойти на такие действия компания не могла, да и не собиралась. Сервису пришлось грустно констатировать, что от блокировки на территории РФ могли пострадать и российские пользователи (если таковые есть), и путешествующие по России клиенты Mailbox из других стран. Основатель и владелец компании Пэер Хайнляйн увидел в этом деле политический аспект:
«То, что сейчас происходит в России, является разогревом тоталитарной цензуры в Интернете, которую мы уже видим на примере Китая, и мы хотим защитить себя от нее».
.
После того, как Роскомнадзор отозвал свой иск в Таганском суде, Mailbox полагал, что надзорное ведомство «пока удовлетворено этим», но основатель сервиса ещё раз повторил: «Мы никогда не будем сохранять или копировать данные наших клиентов в России».
Особое удивление у компании вызвало требование о предоставлении ключей шифрования российским силовикам, поскольку в большинстве случаев, как и с Mailbox, это технически нереализуемо — они не могут раскрыть никаких ключей клиентов, потому что сами не хранят их «в виде обычного текста».
Компания, скорее всего, понимала, что удовлетворение Роскомнадзора — это далеко не конец истории, и в риторике господина Хайнляйна прослеживается скептицизм в плане дальнейшей работы сервиса на территории РФ. И вот на днях Генпрокуратура отправила домен и IP почтового сервиса в реестр заблокированных сайтов.
По словам медиаюриста РосКомСвободы и Центра цифровых прав, адвоката Екатерины Абашиной, компании, которые соглашаются на внесение в реестр ОРИ, не всегда понимают, чего от них на самом деле требуют российские власти. Роскомнадзор, выполняя предписание ФСБ, направляет владельцам интернет-сервисов электронное письмо с требованием предоставить данные о компании для внесения в российский реестр ОРИ.
Зарубежные компании, как правило, оказываются сбиты с толку такими письмами, поскольку им не понятен смысл требования РКН и включения в реестр, а также последствия этого. Между тем, на попавшие в реестр сервисы возлагается целый ряд обязанностей, в частности — раскрытие пользовательских данных, переписки, предоставление ключей шифрования и многое другое, интересующее российских силовиков. По её словам, в таких запутанных ситуациях необходима грамотная работа юристов, направленная на оспаривание требований властей РФ, особенно с учётом запутанности таких требований и соблюдения разного рода регламентов.
В данном случае она приводит кейс StartMail, также заблокированного в России и дело которого ведёт юридическая служба РосКомСвободы:
«На практике мы столкнулись с такой позицией Роскомнадзора, мол, надо было просто предоставить информацию для реестра, и проблем не будет (например, штрафа или блокировки). Однако это далеко не так. РКН работает в своём направлении, ФСБ — в своём, Генпрокуратура — в своём. Как видите, даже когда с Роскомнадзором у Mailbox всё вроде бы казалось решённым, Генеральная прокуратура сыграла в свою, параллельную игру.
Важно понимать, что задача Роскомнадзора в сфере контроля за ОРИ — собрать данные в реестр во исполнение указания ФСБ. Если не предоставить данные, Роскомнадзор может наложить административный штраф, а также обратиться в суд с иском о блокировке сервиса. А если предоставить или Роскомнадзор самостоятельно внесёт данные о компании, блокировка всё равно не исключается — Генеральная прокуратура во внесудебном порядке принимает такие решения.
Похожая ситуация сложилась со StartMail. Голландской компании пришло постановление о штрафе за непредоставление уведомления в реестр ОРИ. При этом Роскомнадзор всё равно включил сервис в реестр, а отдельно от этого Гепрокуратура приняла решение о блокировке. Все три решения обжалуются сейчас в суде».
.
К слому, Mailbox.org оказалась не единственной почтой, которую на днях Генпрокуратура отправила в бан-лист. Доступ также был ограничен к сервису safe-mail.net — у него тоже под блокировку попали домен и IP:
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.