Законопроект, опубликованный Министерством финансов РФ, даёт определение майнингу, криптовалюте и токену, а также призван отрегулировать операции с криптовалютами.
Минфин опубликовал проект закона о регулировании криптовалют в России. Реакция на документ у интернет-сообщества получилась совершенно разной — у кого-то он получил поддержку, а кто-то достаточно жёстко раскритиковал инициативу Минфина.
Законопроект регулирует операции с криптовалютами с позиции российского законодательства, а также дает определение некоторым связанным с этим процессом понятиям, например — майнингу, криптовалюте и токену:
Операторами обмена цифровых финансовых активов, согласно законопроекту Минфина, могут быть только юридические лица. «Оператор обмена цифровых финансовых активов — юридическое лицо, осуществляющее сделки по обмену цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида и/или обмену цифровых финансовых активов на рубли или иностранную валют»,— говорится в проекте закона. Нормы о налогообложении таких активов в документе не упомянуты. Физлицам для контакта с криптовалютами будет нужно обращаться к таким операторам.
Организаторам ICO в документе предлагается обязать раскрывать информацию о бенефициарах, месте нахождения эмитента, сведения о лицах, осуществляющих депозитарную деятельность, правах держателей токенов и порядок их осуществления.
Биржи смогут открывать кошельки только после проведения идентификации пользователей в соответствии с законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Порядок открытия и ведения счетов должен будет установить Центробанк.
Статьёй «Особенности выпуска токенов» данного законопроекта также устанавливаются ограничениях на операции с криптовалютами:
«Лица, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, могут приобрести в рамках одного выпуска токены на сумму не более пятидесяти тысяч рублей. При этом приобретение токенов лицами, не являющимися в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, осуществляется только путем зачисления приобретаемого им токена на специальный счет, открываемый приобретателю оператором обмена цифровых финансовых активов, являющимся владельцем цифрового кошелька, используемого для хранения информации о приобретаемых токенах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций».
.
Российские информагентства со ссылкой на Минфин сообщают, что по законопроекту имеется разногласие с Банком России в части предусмотренной возможности обмена криптовалют на рубли, иностранную валюту или иное имущество. По мнению ЦБ, такие сделки должны быть разрешены только в отношении токенов, выпускаемых с целью привлечения финансирования.
Минфин также завершает разработку проекта федерального закона, предусматривающего определение в законодательстве РФ понятия «денежные суррогаты», а также установление ответственности за их использование в качестве средства платежа. «Разработка данного законопроекта обусловлена необходимостью сохранения конституционного статуса рубля в качестве единственного законного платежного средства и обеспечения стабильности финансовой системы РФ», — отмечает ведомство.
Мнения представителей интернет-отрасли относительно законопроекта Минфина о регулировании криптовалют и операций с ними разделились.
Технический директор РосКомСвободы Станислав Шакиров в целом положительно отнёсся к документу. По его мнению, эта инициатива понизит риск заключения мошеннических сделок и защитит всех, кто проводит какие-либо операции с криптовалютами. Кроме этого, законопроект в какой-то мере регламентирует налоговое законодательство в этой сфере. Однако он высказал несколько замечаний к документу, особенно касаемо пунктов, которые трудно реализовать на практике. К примеру, пункт о том, что операции с криптовалютами могут осуществлять лишь юрлица, является недоработанным: во-первых, «невозможно всех школьников, которые сейчас что-то майнят на своих компьютерах, заставить регистрироваться в качестве юридических лиц», а во-вторых, это и незачем делать. Юрлицами же, по мнению Станислава, должны стать все, кто майнит или осуществляет другие операции с криптовалютами в «промышленных масштабах». Также он считает сомнительным пункт об ограничении приобретения в рамках одного выпуска токенов на сумму не более 50 тысяч рублей. Это и сложно проконтролировать, и не совсем понятен смысл таких ограничений.
На вопрос — нужно ли ограничивать предельную сумму, которую неквалифицированный инвестор может вложить в цифровые активы, также попытался ответить директор по развитию экосистемы «Сколково — венчурные инвестиции» Станислав Колесниченко: «Если мы говорим о токенах, которые не являются ценными бумагами, а являются предоплатой за какие-то продукты или возможностью расчета на платформе покупки каких-то услуг, скорее всего, здесь не нужно ограничивать суммы инвестиции, потому что, с нашей точки зрения, наверное, этот рынок не стоит регулировать так, как хотят его регулировать в рамках этого законопроекта. Если мы говорим о рынке ценных бумаг, и не инвесторы, а компании, которые хотят выпускать токен, аналогичны по правам в ценных бумагах, то здесь необходимо регулирование. Классическое регулирование заключается в том, что компании необходимо сделать определенные действия в рамках закона о ценных бумагах. Если они хотят выходить на публичный рынок, биржи, не биржи, как угодно можно это называть, и в данном случае можно всегда пойти по нескольким путям, можно сосредоточиться на квалифицированных инвесторах, в России это более структурированное понятие, чем на Западе, либо сделать публичное размещение через биржу, зарегистрировав проспект эмиссии, соответствующей требованиям ЦБ. Возможно, в данной ситуации ограничение в виде суммы инвестиций имеет смысл, но, наверное, не такое маленькое, как было предложено в законопроекте, и я еще раз оговорюсь, имеет только с точки зрения токена, который выпускается в виде ценных бумаг».
Президент Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин заявил, что их организация «позитивно оценивает этот документ», но есть замечание в первую очередь по организации ICO. РАКИБ предлагает «дополнить всё регистрацией непрофессиональных инвесторов и созданием в стране статуса криптопредпринимателя с облегчённым налогообложением». «Нужно пойти дальше и сразу вводить регистрацию электронных кошельков, привязанных к этим предпринимателям. Дать им возможность инвестировать, но вести контроль деятельности кошельков», — отметил Припачкин.
В целом о невозможности какого бы то ни было государства регулировать криптовалюты и blockchain, хотя к этому и стремятся в данный момент правительства многих стран, заявляет администратор отраслевого telegram-канала «DeCenter — Биткоин и блокчейн»:
«Простите, не могу молчать.
Все правительства мира сейчас активно готовят законопроекты и регуляции по крипте и блокчейнам. Им кажется, что это «какая-то программка где-то в облаке», на которую можно наложить правила сосуществования с реальным миром.
На деле же все намного интересней:
Биткоин и производная от него — технология блокчейн — были созданы как раз для того, чтобы избавиться от любых посредников, к которым относятся банки, правительства, люди, кто угодно. Это p2p системы уровня «распределенных реестров» — distributed ledger technology — DLT, и они не будут подчиняться регуляциям, даже если очень захотят. Посмотрим на вещи трезво: блокчейны зависят только от спроса пользователей и поддержки майнеров/валидаторов. Только вторые могут под давлением первых внести измения в код. Код, который является конституцией, безупречно исполняемой каждую секунду своего существования.
Крипта — это деньги нового поколения, программируемый капитал, он вытесняет все вот эти «вам нельзя сделать эту операцию, потому что счет открыт в другом отделении» или «мы сейчас подумаем, насколько вы хороши для нас». Код — он и в Африке код, и мы все перед ним равны, а он работает на всех нас. Не хочу вдаваться в популизм, но крипта реально даст многим новые возможности, которых они не имели раньше из-за географической удаленности, отсутсвия связей, банального взятничества и прочих рукотворных проблем общества.
Правительства хотят регулировать этот новый рынок. С таким же успехом кони могут попробовать регулировать электромобили.
Ваш Капитан Очевидность».
.
Администраторы ещё одного telegram-сообщества FSCP, специализирующегося на криптовалютах и современных технологиях, увидели несоответствие терминологии законопроекта с некоторыми уже принятыми в криптосреде понятиями, а также непонимание авторами токумента самого процесса операций с криптовалютами: «Трактовка майнинга не согласуется с понятиями принятыми в отрасли. Под определение точно попадает соло-майнинг, но самой распространенной формой является пул (в трактовке — «валидатор»), плюс воркеры, которые согласно математике, не могут считаться валидатором, так так не знают — что считают и не контактируют напрямую с блокчейном. Но учитывая правоприменительную практику и компетентность, последнее, вероятно, придется доказывать в суде отдельно. Кроме этого, пул находится в другой юрисдикции в большинстве случаев, а получение токенов от него майнером за аренду мощностей, по факту, — приток криптовалютных средств в страну».
Читайте также:
Легализация биткоина в России: запретить нельзя позволить
?
Краудфандинговым площадкам предлагают пройти госаккредитацию
?
Минтруд разрешил чиновникам не отчитываться за криптовалюту
?
Путин считает криптовалюты средством расчета, но не накопления
?
Беларусь легализует криптовалюту с 28 марта
.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.