В Госдуму внесён новый законопроект о быстрой блокировке интернет-материалов, содержащих обоснование или оправдание экстремизма или терроризма, в пояснительной записке к которому представлен алармистский «винегрет», вобравший в себя и реабилитацию нацизма, и иностранное влияние, и угрозы для жизни детей.
В Госдуму внесли законопроект №986111-7, разрешающий блокировать доступ к информации, содержащей обоснование или оправдание терроризма и экстремизма, без решения суда. Об этом сообщается на сайте нижней палаты парламента. Авторами законопроекта выступила группа депутатов, в числе которых В.И.Пискарев, А.К.Исаев, А.Л.Шхагошев, Н.В.Поклонская, А.Г.Альшевских, И.В.Белых, Ю.П.Синельщиков, Р.Д.Курбанов, Д.И.Савельев, В.Е.Деньгин, Н.И.Рыжак, А.В.Чепа.
Поправки вносят в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (149-ФЗ). В действующей редакции он разрешает Роскомнадзору по требованию Генпрокуратуры и без суда ограничивать доступ к сайтам, на которых выявили признаки призыва к осуществлению экстремистской или террористической деятельности и массовым беспорядкам.
В новом же законопроекте депутаты предложили разрешить Роскомнадзору блокировать сайты с информацией,
«…содержащей обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность, призывы к осуществлению экстремистской деятельности, массовым беспорядкам».
.
«Заменить? То есть за призывы блокировать не будут, а за рассуждения будут?» — иронизирует медиаюрист РосКомСвободы и Центра цифровых прав, адвокат Екатерина Абашина, ознакомившаяся с законопроектом.
Мало, мало блокировок. Надо больше толка. https://t.co/jP6wtOzx9n
— Vladimir Kharitonov (@v_x) July 9, 2020
Шеф-редактор Знак.com Дмитрий Колезев обратил внимание на весьма «роскошный» заголовок Интерфакса — «В Думу во благо детей внесли поправки об оперативной блокировке оправдания экстремизма» — в статье, которая рассказывает о сути законопроекта, добавив от себя:
«Предлагаю вообще все инициативы депутаты предварять словами «во благо детей». Кстати, объяснение внутри заметки затейливое: в сети происходит обеление нацистских преступников и это, мол, вредит детям. Ощущение такое, что им какая-то безумная нейросеть уже пишет аргументацию всех этих инициатив».
Однако если прочитать пояснительную записку законопроекта, экстравагантность заголовка «Интерфакса» становится вполне объяснимой, поскольку в качестве причин появления такой инициативы, которая вводит дополнительные ограничения в интернете, заявлен почти весь набор обывательских страхов, которые вписывались в законы российские с момента появления первых, связанных с блокировками онлайн-контента.
Во-первых, депутаты заявляют, что разрабатывался он Комиссией ГД по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России в соответствии со Стратегией противодействия экстремизму в РФ до 2025 года, которая была утверждена Путиным в мае текущего года, и она предусматривает «совершенствование мер» по ограничению на территории доступа на территории РФ к ресурсам, распространяющим экстремистскую идеологию.
Во-вторых, авторы законопроекта опираются на выводы этой самой Комиссии, которой якобы установлены «многочисленные факты распространения представителями иностранных государств» соответствующей информации, содержащей «обоснование или оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность» с целью деструктивного влияния на общество в РФ.
«При этом прославление нацизма и других человеконенавистнических идей представляется как реализация права на свободу выражения мнения», — зачем-то добавляют депутаты.
Они также напоминают об уже существующей норме, когда по требованию Генпрокуратуры может быть заблокирован внесудебно интернет-ресурс, если выявлены факты призыва к осуществлению экстремистской или террористической деятельности. Сейчас депутаты предлагают норму, которая позволит блокировать интернет-ресурсы, «распространяющие информацию экстремистского и террористического толка, угрожающую безопасности государства и проживающих в нем граждан, в короткие сроки, достижение которых затруднительно в судебном порядке». Сейчас информационные материалы могут вноситься в список экстремистских только по решению суда (список ведёт Минюст), и период от такого решения до внесения в Список составляет в среднем от двух месяцев. Депутаты предлагают этот «пробел» убрать.
Авторы законопроекта зачем-то обратились к теме детей и молодёжи, для которых деструктивная деятельность может стать объектом для подражания, создав угрозу для их жизни и здоровья. В качестве обоснования они приводят данные Генпрокуратуры, согласно которым большое количество молодёжи принимало участие в преступлениях экстремистской направленности, в частности — несовершеннолетние в возрасте от 14 до 17 лет.
Не обошли вниманием депутаты и тему сепаратизма, которая упоминается наряду с экстремизмом и терроризмом в Шанхайской Конвенции, подписанной Россией в 2003 году.
Как видим, набор подобранных аргументов в пояснительной записке более чем широк. Не хватает разве что текста про педофилию и наркотики.
«Введение предлагаемой нормы вызвано объективной необходимостью незамедлительного принятия мер по предупреждению совершения действий экстремистской направленности и террористических актов, которые могут повлечь за собой угрозу возникновения массового нарушения прав и свобод граждан, общественного порядка и общественной безопасности», в — утверждают авторы документа.
Естественно, финансово-экономическое обоснование неизменно. Или даже — стабильно:
Любопытен здесь недавний бэкграунд вышеупомянутой Комиссии, искавшей иностранное вмешательство во внутренние дела РФ, в состав которой входил и один из авторов законопроекта — Василий Пискарёв.
Главным образом расследование свелось к «наезду» на иностранные и отечественные не провластные СМИ (DW, BBC, «Медуза»,»Радио Свобода», «МБХ Медиа», «Голос Америки», etc), а также интернет-компании (Google и Facebook). Выводы комиссии носили, как правило, общий характер, претензии сформулированы были не совсем внятно. Поэтому при чём тут обоснование экстремизма и реабилитация нацизма, о которых заявлено в пояснительной записке, не совсем понятно. Просто, видимо, если уж очень хочется расширить круг запретов, то можно собрать как можно больше страшилок, перевести их на чиновничий язык, и сделать законом.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.