В московской системе распознавания лиц используют сразу четыре технологии, включая ту, что работала в Беларуси во время подавления протестов 2020 года, выяснила «Би-би-си» (BBC).
Оказалось, что в Москве система распознования лиц работает не на основе одного алгоритма (всем известный NtechLab), а сразу четырех.
— Andrey Zakharov (@skazal_on) August 25, 2022
В том числе используется тот же алгоритм, что ищет лица врагов Лукашенко в Минске.
Работают не по отдельности, а вместе.https://t.co/Axalh3TIuX
В середине лета АО «Электронная Москва», подведомственное московской мэрии, опубликовало четыре контракта на услуги по «индексации данных» в «городском сегменте единой системы видеоаналитики». Контракты заключались с единственным поставщиком, без конкурса и публикации какой-либо документации, но известна общая сумма: около 800 млн рублей.
Потратить эти деньги предстоит в течение двух лет. «Если перевести с компьютерно-бюрократического языка на нормальный, то речь идет о техподдержке и обслуживании системы видеоаналитики, говорит разработчик одного из алгоритмов распознавания лиц, которую использует московская мэрия», – разъясняет автор исследования, журналист Андрей Захаров.
Благодаря этим контрактам удалось понять, какие именно технологии использует московская мэрия: каждый договор заключается на определенный алгоритм распознавания лиц, его название указано на сайте госзакупок.
Один из них, как и было известно ранее, был разработан NtechLab. Остальные оказались тоже российскими: Tevian FaceSDK, VisionLabs Luna Platform и Kipod.
Изначально при запуске системы распознавания лиц в Москве было три алгоритма, а Kipod добавился позже. Источники BBC заявили, что технически использование сразу нескольких алгоритмов вполне возможно.
Руководитель «Роскомсвободы» Артем Козлюк считает, что:
«Задействуя сразу четыре алгоритма, мэрия могла стремиться повысить эффективность системы распознавания. Кроме того, тогда меньше зависимости от конкретного поставщика - если, например, какая-то компания попадет под санкции или откажется от сотрудничества из-за опасений, что таковые будут наложены».
Kipod — разработка российско-белорусской компании «Синезис». Он стал основной технологией распознавания лиц, которая была внедрена белорусскими властями в стране и помогала местными силовикам находить тех, кто участвовал в акциях протеста против Александра Лукашенко в Минске в 2020 году. В итоге «Синезис» и один из основателей компании Александр Шатров попали под санкции ЕС и США. «Синезис» подтверждает, что именно Kipod работает на станциях московского метрополитена. Помимо поиска по фотографии, она, по утверждению разработчиков, может найти человека по приметам — нужно указать его примерный возраст, пол, расу, носит ли он очки, бороду или усы.
Еще один алгоритм — VisionLabs Luna Platform. Он используется нескольким десятком российских банков, в частности, «Альфа-банком»: благодаря ей потенциального клиента проверяют в «чёрных списках» бюро кредитных историй еще до того, как он что-либо спросил и представил свои документы. Среди других пользователей алгоритма — Сбербанк, «Почта банк» и «Тинькофф».
Luna, как и Kipod, определяет такие параметры лица, как возраст, пол, расовая принадлежность и даже «эмоции», следует из инструкции для пользователей. Это официальный партнёр московской мэрии в проекте Face Pay. В рамках него пассажиры московской подземки могут закачать свое селфи в специальное мобильное приложение, привязать к своему профилю банковскую карту и проходить в метро по одному взгляду в камеру.
Четвертый алгоритм — FaceSDK от московской компании Tevian. Все четыре компании — резиденты «Сколково». В собственном описании к возможностям алгоритма компания отдельно оговаривает, что FaceSDK способен определять эмоции на лице людей — «злость, страх, грусть, радость, удивление».
«Какого-либо распределения видеопотоков между алгоритмами — нет. Видеопотоки с камер одновременно обрабатываются всеми четырьмя алгоритмами. Далее по специальной формуле высчитывается результат работы всех алгоритмов в совокупности», — заявили в департаменте информационных технологий Москвы.
В начале 2021 года АО «Электронная Москва» закупило специальную программу, которая позволяет оценивать алгоритмы распознавания в автоматическом режиме. Разработчик этой системы рейтингования — компания «Амтех», постоянный победитель IT-тендеров московской мэрии.
Из описания системы следует, что она оценивает алгоритмы по «скорости, точности и эффективности работы». Скорее всего, именно о ней и говорит источник «Би-би-си»: в техзадании на закупку системы было указано, что она должна уметь работать с FindFace, VisionLabs LUNA, Tevian FaceSDK и Kipod.
Именно на эти алгоритмы «Электронная Москва» теперь потратит почти 800 млн рублей в течение двух лет. К ним нужно добавить еще около 100 млн, которые «Электронная Москва» выделила на другие составляющие городской системы видеоаналитики, в том числе видеодетектор для поиска силуэтов людей в кадре.
В Tevian и «Синезисе» (алгоритм Kipod) не ответили на вопросы Би-би-си. В «ВижнЛабс» перенаправили за ответами в департамент информационных технологий (ДИТ).
У московской мэрии есть почти 190 разнообразных информационных систем, с помощью которых она собирает и анализирует информацию о гражданах, домах, автомобилях, торговых палатках, детских площадках и о всем прочем, из чего состоит жизнь города. Она анализирует поведение пользователей в сети городского Wi-Fi и на многочисленных сайтах мэрии. Уже несколько лет ведется работа над единой системой, которая умеет извлекать данные из всех ресурсов и платформ московского правительства. Причем работает она по принципу машинного обучения, то есть сама учится решать поставленную задачу.
Систему, которая аккумулировала бы данные из разных источников, власти пытались создать и на федеральном уровне, указано в отчёте проекта «Сетевые свободы» о технологиях слежки за гражданами. Речь идёт о системе «ИБД-Ф 2.0», разработкой которой занималось МВД. Она должна была заменить устаревшую «ИБД-Ф», объединяющую полицейские базы всех регионов России. Новую систему планировалось подключить к базам других государственных ведомств — вплоть до информации о поездках на общественном транспорте и биометрических данных. Госконтракт заключили в 2020 году, но расторгли в связи с «неисполнением условий».
У МВД остались другие системы: например, у ГУ МВД по Москве есть «Учетно-заградительная система — М», которая позволяет проводить сквозной поиск по массивам других баз и формировать контрольные списки граждан, представляющих оперативный интерес. А помогает найти их городская система видеонаблюдения, подключенная к системе распознавания лиц.
По подсчетам «ОВД-Инфо», только за 12 июня в московском метро с помощью системы распознавания лиц задержали 35 человек, которые ранее принимали участи в протестах. Как отмечают правозащитники, силовики говорили активистам, что на них стояла ориентировка «День России». Среди задержанных оказались корреспондент Sota Петр Иванов, Ольга Бажанова, на которую в марте составляли протокол по статье о нарушении правил проведения акции, научная журналистка Ася Казанцева, а также активисты и участники предыдущих протестов. Система распознавания внедряется также и в Санкт-Петербурге, который тоже является одним из наиболее активных в плане протестного движения городов, поэтому журналисты и правозащитники ожидают повторения истории, подобной московской.
«Роскомсвобода» постоянно следит за событиями, связанными с задержаниями людей с применением данных следящих систем.
В ноябре 2020 года мы рассказали об истории Сергея Межуева, которого система распознавания лиц в московском метро приняла за другого человека, объявленного в розыск.
В январе 2021 года полицией был задержан историк Камиль Галеев после того, как он принял участие в московском митинге. Задержали его спустя неделю, вычислив с помощью такой системы.
Жилищный активист, известный специалист по творчеству Владимира Набокова Михаил Шульман также был задержан на основании результатов системы распознавания в день акции протеста в конце января прошлого года.
Московский муниципальный депутат района Черёмушки Юлия Щербакова в июле прошлого года рассказала нам, как по необоснованным результатам системы распознавания её ложно обвинили в участии в митинге, силой увезли в ОВД, не пустили к ней юриста и в тот же день судили.
От систем распознавания в своё время пострадали также мундеп Донского района Москвы Владимир Залищак, депутат Мосгордумы Елена Шувалова, уже после начала так называемой «спецоперации» в этом году задержали программиста Павла, который активно выражал свой протест в VK. А политик Леонид Гозман рассказал нам, что его по камерам задерживали три раза.
В августе текущего года дептранс Москвы отрапортовал об обнаружении с помощью вышеупомянутых систем 221 человека, большинство из которых — люди в розыске, но входят ли в это число задержанные оппозиционеры, неизвестно.
Летом 2020 года «Роскомсвобода» в ходе собственного расследования выяснила, что системы распознавания лиц — неиссякаемый источник данных для злоумышленников. Наша волонтёрка Анна Кузнецова смогла заказать «пробив» по камерам своего лица за достаточно небольшую сумму. Потом предоставивших данные сотрудников московской полиции привлекли к ответственности, но проблема утечек вряд ли решена, как и не устранён один из главных недостатков — неподконтрольность применения таких систем обществу.
Мы по-прежнему настаиваем на введении запрета на использование систем распознавания лиц, пока не будут разработаны механизмы регулирования использования полученных данных, удовлетворяющие российское общество.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.