ВС РФ предлагает учитывать в судебной практике, что сама по себе публикация или репост даже признанного судом экстремистским материала еще не может быть подтверждением желания разжечь вражду, а злой умысел обвиняемых в «крамольном» репосте требует совокупности доказательств и принятия во внимание контекста.
Верховный суд (ВС РФ) готовит поправки в постановление о судебной практике по делам о преступлениях экстремистской направленности, которые разъясняют критерии возбуждения уголовных дел за публикации и репосты в социальных сетях. Об этом «Ведомостям» рассказали несколько человек, принимавших участие в предварительном обсуждении проекта. В сентябре планируется заседание пленума по этому вопросу, подтвердил пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов. Также, по его словам, в план включен семинар на эту тему для судей.
Член Совета по правам человека (СПЧ) при президенте Анита Соболева подтвердила, что на следующей неделе примет участие в заседании рабочей группы пленума Верховного суда. СПЧ подготовил свои предложения, но она пока не может сказать, в какой степени они учтены судьями.
Верховный суд планирует уточнить , что сама по себе публикация или репост материала — даже признанного экстремистским по решению суда — еще не может быть подтверждением желания разжечь вражду. Для наличия такой цели необходимо собрать совокупность доказательств.
Также ВС планирует рекомендовать судам учитывать контекст публикации, наличие и содержание комментариев, содержание всего аккаунта и данные о количестве просмотров постов.
Директор центра «Сова», член Совета по правам человека Александр Верховский назвал «вполне разумными», но требующими доработки, а его коллега по СПЧ Павел Чиков из международной правозащитной группы «Агора» — «очень слабыми». Оба они вспомнили предыдущие попытки Верховного суда вмешаться в практику возбуждения дел по экстремистским статьям, которые оказались пустыми.
«Эти же [правки] выглядят еще менее серьезными. Очевидно, Верховный суд пытается сработать спойлером общественного запроса на либерализацию, предлагая не менять законодательство и оставить все как есть», — подчеркнул Чиков.
В своём Telegram-канале глава «Агоры»
уточняет
: «По сути Верховный суд РФ предлагает обойтись без изменения законодательства, снизить накал и ограничиться мягкими указаниями не возбуждать совсем уж бредовые дела. Абсолютно очевидно, что:
— это не сработает, полиция и чекисты разъяснений судов не понимают, однозначно продолжат соревнование, кто иницирует самую идиотскую уголовку за экстремизм;
— этого мало, так как без кардинального смягчения антиэкстремистского законодательства, хотя бы в объеме, предложенном СПЧ, ситуацию не исправить».
С ним согласен глава юридической практики РосКомСвободы Саркис Дарбинян:
«Стоит вспомнить, что Верховный суд на самом деле уже дважды выражался по поводу уголовных дел за распространение экстремистской информации — в 2011 и в 2016 году. Сначала он отметил, что по подобного рода делам должна быть доказана вина в виде прямого умысла и затем обратил внимание на то, что при установлении всех обстоятельств по делу необходимо принимать во внимание контекст.
Однако, как мы знаем, “на земле” это никому не помогло — следователи и суды умудряются полностью игнорировать позицию Верховного суда и продолжают штамповать обвинительные приговоры. Поэтому, боюсь, без внесения изменений в законодательство, которое предусматривает ответственность по указанным составам преступления, ситуация кардинально не изменится.
У нас не английское право. Неточные и неоднозначно интерпретируемые формулировки уголовного закона касательно возбуждения ненависти против “социальных групп”, оскорбления чьих-то чувств надо полностью менять, а то и отменять.
Ну и конечно, начинать надо с Федерального закона о противодействии экстремистской деятельности, который следует переписывать, определив в нем критерии насильственного экстремизма, по которым то или иное деяние, связанное с распространением информации, может вообще подпадать под уголовное наказание».
.
Действительно, в ноябре 2016 года Верховный суд рекомендовал не возбуждать дела об экстремизме только на основании репостов в соцсетях, не учитывая контекст публикации и комментарии к ней. Уже тогда ряд правозащитников отнесся довольно-таки скептически к этому решению ВС РФ.
Сеть на новую инициативу Верховного суда отреагировала соответствующе:
Верховный суд собирается внести поправки, согласно которым, при рассмотрении дел об экстремизме за лайки и репосты, нужно будет учитывать контекст и комментарии автора.
Но есть одна загвоздка. Похожие поправки суд вносил в 2016. Как видите, не помогло. https://t.co/l4AY0ryo3D pic.twitter.com/KdLD6tCKkD
— Лентач (@oldLentach) September 7, 2018
Верховный суд уточнит свою позицию по делам об экстремизме в соцсетях. Вроде бы нам разрешат невиданные свободы для репостов, но это не точно: https://t.co/AAaVtnvNMH pic.twitter.com/y4J7JOOe9o
— ФедералПресс (@FederalPress) September 7, 2018
Верховный суд предложит учитывать контекст и комментарии при возбуждении дел за репосты via @meduzaproject https://t.co/Zcn8hj0e1x
КОНТЕКСТНЫЕ "ПОСАДКИ".— андрей (@dron0356) September 7, 2018
Верховный суд предложит судьям, расследующим дела об экстремизме в соцсетях, учитывать контекст публикаций, комментарии, содержание аккаунта, число просмотров и характеристику аудитории. pic.twitter.com/JYaakjbpxw
— Говорю & Показываю (@MOCKBA999) September 7, 2018
Верховный суд в очередной раз разъяснит судьям, как правильно выносить приговоры по делам о лайках и репостах. Эксперты считают, что лучше бы он отменил несколько уже вынесенных приговоров. А то уже за частушки сажать придумали https://t.co/IVR16sxOeG
— ИА «Телеграф» (@fast_telegraph) September 7, 2018
В последние годы в России выросло число уголовных дел об экстремизме. Если в 2011 году по «экстремистским» статьям УК РФ осудили 149 человек, то в 2017 году — более 600. За первое полугодие 2018 года МВД возбудило 762 дела об экстремизме, за весь 2017 год — 1521.
Стремительный рост числа уголовных дел, которые возбуждаются по публикациям в социальных сетях, связанным с критикой действующей власти или просто существующего положения вещей, вызывает все большую озабоченность в обществе. В июне эту тему поднял на прямой линии с президентом депутат Госдумы Сергей Шаргунов, который затем вместе с депутатом Алексеем Журавлевым внес в Думу поправки о декриминализации «экстремистских» лайков и репостов, однако и эту инициативу эксперты расценивают крайне скептически, считая, что по «административке» и дела будет заводить проще, и суды будут проходить быстрее.
Сам Владимир Путин по итогам прямой линии поручил Общероссийскому народному фронту (ОНФ) и Генпрокуратуре провести анализ правоприменительной практики по экстремистским делам. В августе Mail.ru Group, владеющая соцсетями ВКонтакте и Одноклассники, сообщила, что обратилась в Госдуму с призывом объявить амнистию по экстремистским делам, а в Верховный суд – с просьбой обобщить судебную практику по ним. А на этой неделе Генпрокуратура сообщила в ОНФ о новом требовании в приказе, согласно которому о возбуждении каждого уголовного дела об экстремизме регионы обязаны сообщать в надзорное ведомство.
Читайте также:
Экстремизм делят на части
?
Обезопасит ли россиян «либерализация» 282 статьи УК РФ?
?
Регионы обязали отчитываться по экстремистским делам перед Генпрокуратурой
?
Ивановские полицейские закупают программу для мониторинга ВКонтакте
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.