Министерством предложены правки в закон «Об информации», которые делают и без того широкие определения терроризма и экстремизма ещё более расплывчатыми.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России выложило на общественное обсуждение проект закона «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»». Предлагаемые в законопроекте поправки еще больше расширяют полномочия Генпрокуратуры, и позволят ей в досудебном порядке блокировать сайты, содержащие «обоснование и оправдание осуществления экстремистской и (или) террористической деятельности».
Часть 1 статьи 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предлагается изложить в следующей редакции:
«В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей обоснование и оправдание осуществления экстремистской и (или) террористической деятельности, призывы к осуществлению экстремистской деятельности, к массовым беспорядкам, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам (далее – распространяемая с нарушением закона информация), включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию».
.
.
Если в старой формулировке закон позволял внесудебно блокировать сайты за «призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности», (и уже даже данная практика в исполнении Генпрокуратуры вызывала массу вопросов), то под «обоснование и оправдание осуществления экстремисткой и террористической деятельности» можно подогнать любую дискуссию в интернете, даже если никакой поддержки экстремизму и терроризму в тексте той или иной статьи нет.
«Это противоречит самой сути пункта 15.3, — уверен глава хостинга DiPHOST и владелец Telegram-канала «Эшер II» Филипп Кулин. — Предполагалось, что Генпрокуратура не будет заниматься несущественными событиями и ей давался инструмент, который позволял бы пресечь неконтролируемые призывы к мятежу и насилию. Во что это всё вылилось, мы вcе можем оценить хотя бы опубликованному сегодня постановлению. Минцифра предлагает внести ещё и туманную формулировку классификации информации, которая раньше требовала экспертизы и суда».
Посему Филипп предлагает пользователям зарегистрироваться на сайте regulation.gov.ru (или войти на него через Госуслуги), ознакомиться с текстом законопроекта и написать свое мнение, подкрепив его соответствующими обоснованиями. Писать желательно взвешенно, без негатива, напоминает он.
«Вопрос о ресурсах Минцифры, которые она так полезно тратит на такие важные законопроекты, я оставляю открытым. Но мы только что пересекли важную черту — Минцифра больше не сохраняет пассивный нейтралитет в вопросе блокировок», — также подчеркивает Кулин.
По информации, имеющейся у РосКомСвободы, рабочая группа «Связь и ИТ» Экспертного совета при Правительстве РФ до 17 августа представит свои замечания по данному законопроекту, и представители отрасли активно примут участие в обсуждении данного законопроекта Минцифры.
Глава юридической практики РосКомСвободы Саркис Дарбинян выразил удивление инициативой министерства связи и цифрового развития еще больше развязать руки Генпрокуратуре, чьи действия уже давно сложно назвать беспристрастными и ассоциирующимися с такими понятиями, как «свобода слова» и «свобода распространения информации»:
«Желание Минцифры еще больше расширить полномочия Генпрокуратуры, которая славится в последние годы достаточно сомнительными политическими решениями, по которым блокируются СМИ, Telegram и сотни тысяч других ресурсов, представляется более чем странным. Надзорный орган вообще не транспарентен и находится вне общественного контроля. Все решения по инициированным ведомством блокировкам принимаются в достаточно закрытом режиме и всплывают только в судах, когда кто-то из недовольных владельцев ресурсов обращается в суд с обжалование таких решений.
И вот Минцифры предлагает внести, казалось бы, небольшую поправку в уже имеющийся “Закон Лугового“. Однако эта небольшая поправка теперь позволит Генпрокуратуре внесудебно требовать моментальной блокировки сайтов за обоснование и оправдание осуществления деятельности организаций, признанных экстремистскими и террористическими. К чему это приведет, уже понятно. Любые публикации сторонников Свидетелей Иеговы, общества Фалунь Дафа, Аум Синрике и других, хоть как-то положительно описывающих деятельность этих организаций, в том числе сообщения на форумах и в соцсетях, будут жестко блокироваться. Это приведет к очередной волне самоцензуры и лишь увеличит неразбериху с блокировочной практикой, к которой уже есть немало претензий со стороны юридического и правозащитного сообщества».
.
Хотелось бы также добавить, в случае принятия этот закон еще больше урежет возможность любой дискуссии вокруг непростых явлений в нашем обществе, полностью ограничив онлайн-мнение лишь двумя понятиями: «правильное», т.е. разделяющее мнение властей, и «неправильное», т.е. заслуживающее лишь блокировки.
Срок общественного обсуждения данных предложений от Минцифры — до 27 августа, каждый из вас может принять в нём участие.
Читайте также:
Доклад «Агоры»: 115 тысяч случаев ограничения свободы Рунета за 2017 год
?
Роскомсвобода запросила у Роскомнадзора обоснование блокировки VPN-сервисов
?
Рассмотрение законопроектов по либерализации 282 статьи могут назначить на октябрь
?
Сможет ли MailRu на деле защитить пользователей от преследований за лайки и репосты?
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.