В 2015 году в России за экстремистскую деятельность или призывы к экстремизму осудили 544 человек; еще 110 человек — за терроризм и призывы к нему. Такие данные содержатся в опубликованном Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации документе «Основные статистические показатели деятельности судов общей юрисдикции в 2015 году». По сравнению с 2014 годом количество осужденных по экстремистским статьям увеличилось более чем на четверть (этот показатель составлял 414 человек). Больше всего обвинительных приговоров — по 122 — вынесено в Центральном и Приволжском федеральном округах. В Сибири осуждено за экстремизм 70 человек, в Северо-Западном федеральном округе — 60, в Южном федеральном округе — 54, в Северо-Кавказском — 32, в Уральском — 31, на Дальнем Востоке — 29 человек. Пять человек осудили по делам об экстремизме в Крыму.
Порой возникает ощущение, что не было такого жёсткого «антиэкстремистского» законодательства, не было и такого количества экстремистов. При этом российские законодатели стараются закрутить гайки всё туже, внося новые пакеты поправок в антитеррористическое и антиэкстремистское законодательство, балансирующие между перестраховкой и безумием. Так, депутат Яровая и сенатор Озеров 7 апреля внесли в Госдуму законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», существенно ужесточающий наказание за «экстремизм», а также расширяющий само это понятие, плюс ко всему вводящий новую повинность для операторов связи и провайдеров в виде хранения нереального по своим объёмам массива информации, для которого сейчас не найдётся ни технических возможностей, ни денег (и это только приблизительные цифры, приведённые Леонидом Волковым). СПЧ уже раскритиковал этот законопроект, назвав его актиконституционным. Кроме того, многие пункты из этого творения Яровой и Озерова, по словам экспертов, могут быть направлены для осуществления провокаций и подавления инакомыслия.
А то, что статья «экстремизм» используется для давления на настроенных критически по отношению к нынешней власти граждан и политических оппонентов парламентариев, уже ни для кого не секрет. О громких делах с преследованием за перепосты в социальных сетях матери-одиночки из Екатеринбурга, активистки с Кубани и т.п. мы уже неоднократно писали. И новые факты сомнительного использования статьи «экстремизм» появляются тут и там во всех уголках России:
.
«Никакого экстремизма в статье я не вижу. И наоборот, экстремизм закладывается сейчас. Вот так начинает зарождаться ненависть между народами. Если мы накручивать сейчас будем, то это и будет экстремизм».
.
В ходе допроса свидетелей обвинения, проходивший в суде 11 апреля 2016 года в Майкопе, выясняется, что в деле очень много странного. Следующее заседание суда состоится 15 апреля.
.
«Вчера отнесла жалобу в Октябрьский суд. Поэтому пока гуляю».
.
«Прекращено производство по 6 из 7 эпизодов. Оставили один эпизод с банером с Русского марша».
.
По версии следствия, в период с 2011 по 2013 годы Демушкин разместил на своей странице в одной из социальных сетей, открытой для свободного просмотра пользователям, ряд статей экстремистского содержания с целью разжигания ненависти и вражды к определенной группе лиц.
.
.
«Содержащиеся в обращениях подозреваемой утверждения сопряжены с обвинениями в совершении особо тяжких преступлений в адрес сотрудников прокуратуры и судей. Распространенная информация направлена на возбуждение ненависти и вражды к деятельности всех должностных лиц вышеуказанных институтов государственной власти как преступной и вредной для общества и государства».
.
Возбужденное в отношении депутата дело по части 1 статьи 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды) объединено в одно производство с делом о клевете на судью (часть 1 статьи 298.1). Предварительное следствие ведет отдел по расследованию особо важных дел следственного управления СКР по Курской области.
24 марта сама Ли рассказала, что ее собираются обвинить «в клевете и экстремизме». При этом она выразила уверенность, что причина возбуждения дела иная — ее критика Президента РФ Владимира Путина.
.
В качестве дополнительного наказания ему на три года после освобождения запрещено публиковаться в СМИ и интернете, а также участвовать в массовых мероприятиях.
Эпизод, вмененный осужденному, датирован 21 марта 2015 года. Согласно материалам дела, в тот день костромич, находясь в подвале некоего многоквартирного дома в обществе 15-20 человек, «обратился к ним с призывами к осуществлению экстремистской деятельности путем публичного исполнения музыкального произведения». «Текст исполненной песни содержал призыв к насильственным действиям», — поясняет прокуратура.
Дело расследовал областной главк ФСБ. Обвинение в суде поддерживала прокуратура города. Отмечается, что ранее этот же гражданин был осужден по части 1 статьи 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды) за публикацию в интернете неких материалов «экстремистского содержания». К какому наказанию его приговорили по первому делу, ведомство не уточняет.
.
«Его судят за репост статьи. Ее написал Стомахин, который уже сидит. Сидит за другие тексты, а этот до начала следствия по Бубееву никакие органы в глаза не видели. Только недавно, задним числом, его признали экстремистским. То есть Андрея Бубеева судят за репост чужого политического текста. А про политические тексты сегодня никто не может сказать, какому оперу придет в голову найти там экстремизм. Выходит, что политические тексты вообще не стоит у себя перепечатывать — от греха подальше. Это и есть главная цель подобных дел. Молчать!»
.
Бубееву вменяются два репоста на личной странице во «Вконтакте». Публикация плаката Антона Мырзина (Paperdaemon Chaognostic) «Выдави из себя Россию!» квалифицирована по части 2 статьи 280 (публичные призывы к экстремизму через интернет), публикация статьи Бориса Стомахина «Крым — это Украина!» — по части 2 статьи 280.1 УК (публичные призывы к сепаратизму). По каждому из этих обвинений кодекс предусматривает до пяти лет колонии. Блогер содержится в СИЗО-1 в Твери.
.
Также в отношении Лаврова было возбуждено уголовное дело по подозрению в оскорблении президента РФ Владимира Путина, но затем оно было прекращено.
Согласно выводам судебно-психиатрической экспертизы, у молодого человека было выявлено болезненное состояние психики. Однако, по мнению тех же экспертов, психическое расстройство не лишило его способности осознавать общественную опасность своих действий.
Сергей Лавров считает, что подвергся политическому преследованию. Обвиняемому оказывает помощь правозащитный центр «Мемориал».
.
Последним на заседании выступил специалист в области лингвистического анализа из Северо-Кавказского федерального университета Сергей Красса. По его оценке, экспертиза, проведенная специалистами экспертного центра, остается ниже всякой критики. По его словам, в заключении экспертов по делу Виктора Краснова нарушены общие требования к экспертизе и имеются критические недостатки во всех стадиях. Эксперты, считает господин Красса, сами не разобрались с предметом исследования: на разных страницах они упоминают, что анализируют то текст, то отдельные высказывания. По оценке Сергея Крассы, экспертиза не учла диалогичного характера высказываний и не проанализировала их социальный дискурс, а неоправданно суженный метод исследования не позволил адекватно интерпретировать текст. Господин Красса считает, что экспертиза проведена с грубым нарушением методик, используемых МВД, и не может использоваться в качестве доказательства. Заключение Сергея Крассы суд по ходатайству защитника Виктора Краснова приобщил к делу. Следующее заседание назначено на 27 апреля.
Примечательно, что до этого Краснов был направлен судом на освидетельствование в психиатрическую клинику, поскольку, по словам судьи:
«Нужно проверить вашу нормальность, потому как нормальный человек не может писать против русской православной церкви!»
.
Согласно вердикту врачей, Виктор «Вменяем. Может подвергаться следственным действиям и судебному преследованию. Психических отклонений не обнаружено». Пробыл он там, вместо положенных 28 дней, тридцать.
.
Это уже не первая жалоба в Страсбург по делу, касающегося перепостов.
Осуждённый за размещённую на своей страничке ВКонтакте публикации
запрещённой в РФ украинской организации «Правый сектор» Константин
Жаринов в начале марта 2016 года подал жалобу в ЕСПЧ, где его интересы
будет представлять адвокат Ирина Владимировна Хрунова (г. Казань,
«Агора», «Адвокатское бюро «Ахметгалиев, Хрунова и партнеры»). Дело
Жаринова стало одним из первых случаев привлечения к уголовной
ответственности за перепост в социальных сетях.
.
За распространение аудиофайла Руслан Миспахов привлечен к
административной ответственности: ему назначен штраф 1000 рублей.
.
И это ещё не полный список привлечённых к ответственности и осуждённых по «экстремистскому» закону россиян. К сожалению, он ещё будет пополняться новыми именами и фамилиями, и многие из этих дел будут вызывать вопросы и сомнения. Ведь, как мы помним, показатели относительно свободы нашего с вами интернета в последнее время весьма плачевны — они о многом говорят…
Читайте также:
Ожидаемо возросло количество приговоров за репосты в социальных сетях
«В детстве слушайте родителей, а постарше — прокуратуру»: Дел за посты в интернете опять прибавилось
Неделя как неделя: сплошь экстремизм и оскорбления чувств
Представлен «Индекс свободы интернета» за март 2016 года: у россиян отняли ещё немного прав и свобод в Сети
СПЧ против нового антиэкстремистского законопроекта депутата Яровой и сенатора Озерова
.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.