Также надзорное ведомство ещё раз напомнило об анонсированном ещё в мае «реестре фейков», не назвав ни одного ресурса, который туда попадёт и регламент его функционирования и наполнения.
Во время доклада форуму Союза журналистов «Вся Россия» глава Роскомнадзора Александр Жаров отчитался об итогах правоприменения закона «о фейках», согласно которому с начала вступления его в силу Генпрокуратура направила в РКН 10 требований в отношении 47 сайтов, «содержащих недостоверную информацию, распространение которой несёт угрозу общественной безопасности». Дополнительно ведомство Жарова выявило 128 зеркал с аналогичными сообщениями. Информация размещалась в социальных сетях и на видеохостингах. Как говорится в докладе, в настоящий момент вся она удалена.
В качестве примеров приводятся разного рода сообщения и новости о событиях в Чемодановке Пензенской области. Как говорится в докладе, конфликт местных жителей с цыганской общиной активно подогревался в социальных сетях ложными сообщениями (о якобы имевших место поджогах автомобилей и жилых домов, смертях пострадавших, изнасилованиях детей, столкновениях с полицией, приказе полиции стрелять на поражение и так далее). Вся эта ложная информация, отмечает РКН, удалялась во взаимодействии с администрациями социальных сетей в течение 1-3 часов с момента выявления.
Глава Роскомнадзора Александр Жаров рассказал об успехах ведомства в борьбе с фейковыми новостями https://t.co/hbUxmLtsPj
— Meduza (@meduzaproject) September 23, 2019
Подход властей к данному вопросу интересен тем, что как раз недостаток официальной информации об этом событии спровоцировал всплеск появления информации неофициальной, о чём мы писали в середине июня текущего года.
Возможно, в списке удачных примеров Жарова присутствует и блокировка паблика «Чемодановка в огне», который, по мнению губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева, входил в перечень ресурсов, распространявших «при поддержке Америки и Запада» фейковой информации об инциденте.
Точно таким же образом заполнялся информационный вакуум, созданный властями, после взрыва ракеты под Северодвинском в начале августа. Тогда погибли пять сотрудников госкорпорации «Росатом» и два представителя Минобороны, ещё шесть человек пострадали. Обсуждение трагедии вышло за пределы России, о взрыве высказались лидеры других стран, а местные жители требовали правдивой информации. Но власти даже спустя месяц не объяснили детали трагедии. Из-за этого популярность получили самые разные версии СМИ — от необычных до потенциально правдивых. На месте разбирались блогеры, независимые журналисты и иностранные эксперты, но официальные российские СМИ словно взяли обет молчания.
Мы решили разобраться и простыми словами объяснить: что случилось в Северодвинске? https://t.co/LVrhMhP2kY
— Алексей Пивоваров (@pivo_varov) September 19, 2019
Естественно, любой информационный вакуум (как в Нёноксе) или замалчивание проблем (как в Чемодановке) предоставляет благодатную почву для догадок, конспирологии и всё тех же самых фейков. Более того, патологическое нежелание говорить правду с течением времени ставит под сомнение любые, даже самые правдоподобные версии «официалов».
Однако борьба с недостоверной информацией почему-то происходит в одностороннем порядке. Наказываются, как правило, или беззащитные перед госмашиной независимые издания, как это произошло с еженедельником «Якутск вечерний» (журналист получил штраф в 30 000 рублей), либо с оппозиционными изданиями, а также простыми пользователями, как это случилось в отношении главы совета тейпов Ингушетии Мурадом Даскиевым (штраф 15 000 рублей). Кстати, «ингушский кейс» Жаров упомянул в качестве «успешной» борьбы с фейками.
«Роскомнадзор со своей стороны проработал данную тему, и в настоящий момент мы готовы создать на сайте Роскомнадзора соответствующий открытый список изданий, интернет-сообществ и лиц, которые регулярно участвуют в распространении „фейков“», — также говорится в докладе главы РКН. Теперь уже РосКомСвободе стало не совсем понятно — чем эта новость отличается от такой же, но вышедшей в мае? И почему анонсированный тогда реестр до сих пор недоступен для общественного мониторинга?
Не совсем понятно, чем эта новость отличается от такой же в мае:
Источники фейковых новостей соберут в специальном реестре Роскомнадзора https://t.co/nrCYJLFrIQ https://t.co/kct4Q556iG— РосКомСвобода (@RuBlackListNET) September 23, 2019
Жаров считает, что массовое распространение средствами массовой коммуникации недостоверной информации — общемировая проблема. «Профессиональные СМИ в условиях жесткой конкуренции за новости и сокращения времени на фактчекинг оказываются не столько виновниками, сколько заложниками данной проблемы. Принятое в прошлом году законодательство в этой сфере позволяет оперативно противодействовать «раскручиванию» фальшивых медиасюжетов в тех ситуациях, когда это несет реальную угрозу общественной безопасности», — отмечает он.
Причину быстрого распространения недостоверной информации Жаров видит в жесткой конкуренции редакций СМИ за новости и сокращения времени на «фактчекинг».
Глава РКН также заявил, что количество нарушений со стороны редакций СМИ снижается за счет профилактических мероприятий, проводимых Роскомнадзором. «Наша задача – разъяснить, а не наказать», – отметил А. Жаров.
Поразительно, правда, что некоторые «разъяснения» обходятся гражданам в суммы 15 — 30 тыс.рублей.
Официальным же СМИ стоит задуматься, поскольку за последние 5 лет доверие к ним ощутимо снизилось . Более того, традиционные СМИ перестают быть для россиян главным источником информации, растёт спрос на объективный взгляд на происходящее в стране. Однако, как видно из отчёта главы РКН, всё происходит с точностью до наоборот — «редакции исправляются», количество нарушений снижается.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.